Идентификация опасности при оценке профессионального риска здоровью в услови-ях воздействия тяжести трудового процесса с учетом детализированного анализа отдельных ее компонентов
П.З. Шур1, Д.Н. Лир1,2, В.Б. Алексеев1, О.Ю. Устинова1, В.А. Фокин1, Е.В. Хрущева1, Н.В. Зайцева1
1Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения, Российская Федерация, 614045, г. Пермь, ул. Монастырская, 82
2Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера, Российская Федерация, 614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, 26
Этап идентификации опасности является неотъемлемым элементом оценки риска здоровью. Для работников отдельных профессий может быть характерен определенный набор компонентов тяжести трудового процесса, что необходимо учитывать в ходе этапа идентификации опасности.
Проведено уточнение подходов к идентификации опасности при оценке профессиональных рисков здоровью работающих в условиях длительного воздействия тяжести трудового процесса с учетом детализированного анализа ее компонентов и вероятных негативных эффектов.
Для формирования уточненных подходов (алгоритма) к идентификации опасности в условиях длительного воздействия тяжести трудового процесса и их апробации выполнен детальный анализ информации нормативно-методических документов и результатов исследований, опубликованных в научной литературе. Отдельные компо-ненты тяжести трудового процесса рассмотрены согласно Р 2.2.2006-05 и классифицированы в семь групп эргономических показателей.
В рамках идентификации опасности в качестве вероятных ответов предложено учитывать не только профессиональные заболевание (ПЗ), но и болезни, связанные с условиями труда (БСУТ), в условиях воздействия тяжести трудового процесса с учетом ее отдельных компонентов. Уточненные подходы (алгоритм) к идентификации опасности в условиях длительного воздействия физических перегрузок предполагают анализ наличия связи, установленной в отдельных профессиональных группах, для которых характерно воздействие определенных компонентов тяжести, с эффектами со стороны здоровья; подтверждение биологического правдоподобия БСУТ с учетом патогенетических механизмов их развития; формирование матрицы идентификации опасности, содержащей перечень вероятных нарушений здоровья. Визуализирован перечень ПЗ и сформирован перечень БСУТ, которые, вероятно, развиваются при воздействии отдельных компонентов тяжести трудового процесса. Применение таких уточнений позволит учесть влияние компонентов, не установленных в отношении развития ПЗ (наклоны корпуса, перемещение в пространстве).
В ходе апробации предложенных подходов к идентификации опасности на примере профессий машиниста, грузчика (загрузчик-выгрузчик) и слесаря разных производств установлено, что болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (М00–М99), нервной системы (G00–G99), системы кровообращения (I00–I99), органов пищеварения (К00–К93), мочеполовой системы (N00–N99), а также болезни глаза и его придаточного аппарата
(Н00–Н59) целесообразно рассматривать как БСУТ. Тогда как болезни кожи и подкожной клетчатки (L00–L99), а также эндокринной системы (E00–E90) к БСУТ не относятся. При детализированном анализе связи компонентов тяжести с вероятными эффектами (по классам болезней) сформирована матрица идентификации опасности.
Использование разработанных подходов обеспечит создание теоретической базы для проведения идентификации опасности в ходе оценки профессионального риска здоровью, позволит минимизировать неопределенности, унифицировать процесс оценки за счет детализированного учета отдельных компонентов и может быть рекомендовано для дополнения Руководства по оценке профессионального риска для здоровья работников.